Паспорт сделки: что это и как оформить

reagent

Опытный
Ветеран пробива
Регистрация
4/11/14
Сообщения
1.970
Репутация
5.495
Реакции
7.155
RUB
0
Главный документ валютного контроля – паспорт сделки (ПС). Его оформление требуется в большинстве случаев, так как именно ПС позволяет отделить валютные операции в рамках внешнеэкономической деятельности от контрабанды и теневой экономики.

Открытие паспорта сделки

Открытие ПС инициирует исключительно резидент, который планирует осуществить внешнеэкономическую операцию (импорт, экспорт, бартер или кредит с международной организацией). Однако только когда ПС успешно оформлен и подтвержден в банке стороны сделки могут приступать к исполнению обязательств по сделке. Дело в том, что банк, который осуществляет расчетное обслуживание сделки, одновременно уполномочен осуществлять валютный контроль на основе ПС, который имеет следующую структуру:
  • номер и дата оформления;
  • сведения о сторонах сделки;
  • общие сведения о внешнеторговой сделке, например, дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);
  • сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке;
  • сведения о переоформлении паспорта сделки;
  • сведения об основаниях для закрытия паспорта сделки.
Нормативное регулирование

Основу нормативно-правовой базы для оформления ПС составляют два документа:
  • Федеральный закон РФ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ);
  • Инструкция ЦБ РФ от 04.06.2012 года № 138-И, которой утвержден, в том числе порядок оформления паспортов сделок (далее – Инструкция № 138-И).
Некоторые виды сделок имеют особое нормативное регулирование. Например порядок оформления и учета паспортов бартерных сделок утвержден совместно Минфином России № 01-14/197, МВЭС РФ N 10-83/3225, ГТК РФ № 01-23/21497 03.12.1996.

Так как сфера валютного контроля подвержена различным изменениям, то ЦБ РФ нередко выпускает различные разъяснения, не все из которых доступны в небанковской сфере. Поэтому проще всего получить список документов для оформления ПС в обслуживающем банке. В зависимости от типа сделки, субъектов-участников и требований действующего законодательства список документов может быть различным. Как правило в него входят:
  • контракт (кредитный договор);
  • свидетельство о госрегистрации резидента, свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции другие документы, указанные в части 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 23 Закона № 173-ФЗ банк вправе затребовать также:
  • другие документы, если они относятся к совершаемой валютной операции;
  • заверенные переводы иностранных документов на русский язык.
Документы представляются не только в виде подлинников и копий. Если к проведению валютной операции имеет отношение только часть документа, то можно предоставить выписку, заверенную подписью руководителя (другого уполномоченного лица) и печатью (п. 17.3 Инструкции № 138-И). Частью 1.1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что в выписке кроме информации, непосредственно необходимой для оформления паспорта сделки, необходимо указать также:
  • условия расчетов по контракту;
  • ожидаемые сроки исполнения обязательств по контракту и получения валюты от нерезидентов.
Согласно пункту 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденному постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст ниже реквизита «Подпись» необходимо сделать заверительную надпись «Верно» и указать:
  • должность лица, заверившего копию;
  • личную подпись;
  • расшифровку подписи (инициалы, фамилию);
  • дату заверения.
Все документы должны быть действительными на день представления заявления об открытии ПС.
 
  • Теги
    бизнес букварь
  • Сверху Снизу