Как долго сможет лететь авиалайнер в случае отказа всех двигателей

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
23.877
Репутация
10.550
Реакции
58.296
RUB
50
Одновременный выход из строя всех двигателей - это крайне редкий сценарий для трех- или четырехдвигательных самолетов. Однако современные авиалайнеры всё чаще обходятся 2 двигателями, отчасти это связано с повысившейся надежностью оборудования.


В начале XX века около 80% всех происшествий в воздухе было связано с неисправностью оборудования, и лишь 20% - с человеческим фактором. В XXI веке ситуация в корне изменилась и теперь человеческий фактор является виновником 80% инцидентов.

3b6df8729e.png


Несмотря на снизившуюся вероятность отказа двигателя, она всё еще не нулевая, и подобные случаи имеют место быть. Одной из причин может быть пролёт сквозь стаю птиц. К сожалению, защитить двигатели от птиц , однако такое почти всегда происходит на небольшой высоте, при взлете или посадке. В такой ситуации у пилотов не остается других вариантов, кроме как попытаться приземлиться в аэропорту (или где-то рядом), откуда они только что взлетели или к которому подлетали соответственно.

Нечто подобное произошло в 2019 году с самолетом Airbus A321 Уральских авиалиний, который после взлета столкнулся с чайками и был вынужден совершить посадку в кукурузном поле неподалеку от аэропорта Жуковский. Другим примером может послужить история с самолетом A320, ныне известная как "Чудо на Гудзоне". Тогда самолет посадили на воду вскоре после вылета из аэропорта в Нью-Йорке.

1223ab8835.png


Но что произойдёт, если двигатели выходят из строя на большой высоте и вдалеке от любых аэропортов? Как долго самолет сможет лететь? Самолёт держится в воздухе благодаря действующей на него подъёмной силе, которая возникает только в движении. В нормальном состоянии движение обусловлено тягой от реактивных двигателей, а в случае отключения всех двигателей пилоты встают перед выбором: терять скорость, сохраняя высоту, или терять высоту, сохраняя скорость.

При выборе первого варианта скорость самолета постепенно снизится настолько, что он упадет в штопор. Поэтому пилотам приходится поддерживать необходимую скорость движения, разменивая высоту. Дистанция, которую может преодолеть летательный аппарат в условиях планирования, зависит от изначальной высоты полета, аэродинамического качества и погодных условий.

f30ee0456b.png


Аэродинамическое качество (K) - это отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению. Если K равен 10, то за каждый километр потерянной высоты самолет будет пролетать 10 км. У современных авиалайнеров, таких как Airbus A330 или Boeing 787, этот коэффициент составляет 15 и 20 соответственно. Коммерческие рейсы обычно выполняются на высоте ~ 10 км, соответственно при безветренной погоде с такой высоты они могут планировать около 150 - 200 км прежде, чем коснутся земли. Много это или мало? История знает несколько примеров, когда этого оказалось вполне достаточно.

[H2]Планёр Гимли[/H2]

592935cc93.png


В июле 1983 года у самолета Boeing 767 авиакомпании Air Canada закончилось топливо в середине полёта из Монреаля в Эдмонтон. Канада в то время постепенно переходила на метрическую систему измерений и из-за возникшей ошибки в баки самолета залили недостаточный объём топлива.

В момент отключения второго двигателя самолет находился на высоте 10700 метров. Ближайший аэропорт в г. Виннипег находился в 104 км, но экипаж решил приземляться на старой взлётно-посадочной полосе на базе ВВС "Гимли" в 72 км от них. Полоса к тому времени была переоборудована в трассу для картинга, и в отсутствие шума от двигателей приземление Боинга стало для посетителей большим сюрпризом. К счастью, обошлось без жертв.

[H2]Азорский планёр[/H2]

9087714912.png


Следующий случай имел место в августе 2001 года. Из-за неправильного монтажа элементов гидравлики на самолете Airbus A330 компании Air Transat образовалась утечка топлива. A330 выполнял рейс из Торонто в Лиссабон, но после обнаружения неисправности был перенаправлен на Азорские острова.

Второй двигатель отключился через 5.5 часов после вылета, в тот момент высота полета составляла 10000 метров. Как и в предыдущем случае, командиром воздушного судна оказался опытный планерист. Имеющиеся у него навыки позволили преодолеть 121 км без двигателей и успешно приземлиться на взлетно-посадочной полосе авиабазы Лажеш.



 
Сверху Снизу