Как я стал бортпроводником.

Часть 12 - В первую командировку

Время не хотело стоять на месте. Та форма что совсем еще недавно пахла китайским ателье уже плотно и гордо сидела на моих плечах. За годы своей работы я слышал много негативного о ней, мне же всегда нравилось носить форму. С каждым рейсом у меня прибавлялось опыта и убавлялось страху. Но несмотря на это, первые месяцы я всегда был самым младшим (неопытным) в экипаже.

Для тех, кто не знает, довольно просто выяснить сколько летает проводник. В некоторых авиакомпаниях это можно понять по табельному номеру бортпроводника. Чем номер новее, тем свежее бортпроводник. В других компаниях просто пишут стаж работы в летных документах. Таким образом старший бортпроводник знает кому какие обязанности поручить.



Поэтому в начале карьеры мне приходилось каждый рейс чувствовать на себе такую «материнскую заботу». Весь экипаж понимал, что я только что начал летать, и не мог не поделиться советом. А советы были разные. Как правило начинались такие разговоры на второй левой двери в хвосте самолета, когда тот набирает высоту.



(вот тут)


Сидишь с кем-то вдвоем пристегнутый к креслу, вокруг все гудит, а твой коллега выдает:



- «Ну что рассказывай, как ты до такого дошел? Вижу недавно летаешь. Нравится? Мне тоже первое время нравилось.. Какой рейс уже? Эстафеты ставили? Ну ничо скоро пойдут. Какие типы дали? Ну раз все, значит точно скоро поставят. Я вот вчера только с Пекина прилетел, думал хоть как человек отдохну, а тут открываю наряд, на тебе, какую-то хрень воткнули- Краснодар. ЭТО ЕЩЕ КТО???


КРЕСЛО ЗАЙМИТЕ ВАШЕ, ВИДИТЕ САМОЛЕТ ЕЩЕ ВЫСОТУ НЕ НАБРАЛ, ЗАКРЫТЫ ТУАЛЕТЫ!!!



..Ну так вот, о чем это я? Работа хорошая у нас, плюсы есть. Если б конечно не отдельные личности. С Усачевым наверно не летал еще? Будь поаккуратней с ним если полетишь. Ты его сразу узнаешь, там пол экипажа на рейс не придет, будут с резерва набирать. Эта гнида каждый рейс на проводников оценочные листы пишет. Да, он начальник отделения. Мало того у него полно стукачей, так что поосторожней со словами, если с кем летишь. Технология конечно жесть у нас. Как вас там щас учили? Я то уже не помни половину. Булки сверху на телегу кладем или внутрь. Вертел я эти булки. Сюда бы поставить того, кто все это придумал, я бы посмотрел на него! Устроили тут ресторан. Пассажирам то что нужно – чтобы их напоили, накормили и спать уложили. А они придумали. Сначала салфетки, раздадим, потом соберем, потом соки раздадим стаканы соберем, потом еду раздадим, потом чай, потом еще дополнительный чай, потом все соберем, потом опять салфетки после еды. Да я пока все это рассказываю рейс уже к концу подойдет, когда работать то? Чо табло не погасло еще? В Краснодаре был раньше? Ну и нехрен там делать, все равно из самолета не выйдем. Лучше нормальный рейс себе закажи. Правда пока тебе все равно не поставят, а вообще знаешь как? Тогда слушай. Приходишь в службу где инструктора сидят, говоришь дайте книгу желаний. Ну а там увидишь как все пишут. В месяц можно один любой рейс просить. Например Доминикану попроси, там вообще офигенно. О табло погасло, ладно пора работать»



Понемногу набираясь опыта и выполняя лишь короткие разворотные рейсы подходил к концу первый месяц работы. В хорошем расположении духа, в грязной форме с сумкой на плече я шел с рейса на парковку к своему авто. Только усевшись поудобней в машину и выдохнув, что теперь то рабочий день уж точно закончен, зазвонил телефон. Номер был не известным.



- Алло



- Акенфлаев?



- Да



- Это твой зам начальника отделения. Слушай информацию. Тебе после завра поставили кругосветку Москва-Тюмень-Бангкок-Москва. Из Москвы вылетаете компанией S7. На тебя уже куплен билет, поэтому даже не думай болеть или сниматься с рейса.



- Ок. – ответил я в то время как в голове по кругу звучало только одно – Бангкок, Бангкок, Бангкок, Бангкок..!!!


- До свидания.



- До свидания.



* * *



Подъезжая к работе на улице становилось все темнее, и не успел я найти парковочное место, как солнце окончательно скрылось за терминалом аэропорта. Поднимаясь в лифте в брифинговую я чувствовал какое-то волнение от первой предстоящей командировки. Но это было скорее радостное волнение. Примерно через сутки я увижу Таиланд, в который так всегда хотел попасть, но сам на него так и не накопил. Кроме того, я уже и не помнил, когда я уезжал из дома на несколько дней. И это тоже вызывало определенное волнение.

После нескольких минут ожидания в брифинговую вошел парень лет двадцати пяти, который оказался нашим старшим бортпроводником. На первый взгляд было видно, что он в хорошем настроении и вообще вполне адекватный. От того каким окажется старший бортпроводник зависит то, как пройдет рейс, а в данном случае не один рейс. От этого зависит как пройдут ближайшие несколько дней – как на каторге или же как на курорте. Предположив, что нас скорее ждет хороший вариант, я окончательно успокоился. Тем временем шеф (так звали старших) объявил:



- Ребят, те кто летит «Тюмень – Бангкок» форму не надевайте, а если уже надели, то снимайте. Нафиг она не нужна, мы же как пассажиры летим.



Спустя примерно пол часа весь экипаж в сборе был в здании аэропорта. Кто-то знакомился между собой, кто-то уже делился планами на Бангкок. В этот момент шеф прервал наше общение:



- Ребят, рейс задерживается на 2 часа, предлагаю всем переждать в кафешке.



Так или иначе, перекусив, насидевшись в вайфае и уже утомившись от этого ожидания, мы все же оказались ярко зеленом самолете. Поскольку мы летели пассажирами, то создавалось такое впечатление как будто просто компания друзей куда-то летит. Даже на мгновение я не задумывался о том, что я нахожусь на работе. Возможно эти мысли перекрывало чувство предстоящего путешествия.


- «Дамы и Господа, наш самолет произвел посадку в аэропорту города Тюмени. Спасибо что воспользовались услугами авиакомпании S7, до новых встреч.» - пробубнил динамик над моим креслом, как только шасси коснулось посадочной полосы.

По ту сторону иллюминатора было темно, но кое где можно было разглядеть очертания аэропорта, покрытые снегом.



Все как один, друг за другом, наш экипаж вышел из здания аэропорта, сопровождая свое появления гулом колес от катившихся по асфальту чемоданов.



- Вон наш автобус – крикнул кто-то из экипажа и направился в его сторону. За ним потянулись и остальные.



Мчась по ночным улицам Тюмени автобус вёз нас к отелю, а я тем временем сидел у окна и наблюдал за пейзажем незнакомого мне ранее города. Архитектура была довольно странная. Вдоль улицы могли тянуться как пятиэтажки так и девятиэтажки, рядом с которыми могли стоять частные дома, либо какое-то высоченное здание этажей в 25, которым кстати и оказался наш отель. В общем полная солянка.


Отель встретил нас теплым приемом и вкусным сытным ужином. Или завтраком. Это зависело от времени суток, которое я уже и не помню, а спустя какое-то время я и вовсе перестал предавать этому значение. Проснулся значит утро и пора работать. А уж утро это на самом деле или вечер.. по московскому времени или по местному.. кому какая разница.

По мимо этого отель разве что мог предложить нам восьмичасовой сон в комфортабельных номерах перед вылетом в Бангкок, чем мы и воспользовались. А спустя определенное количество времени, от души поработав и устав, наш экипаж двигался в автобусе по солнечным улицам столицы Таиланда к очередному отелю.



Двери распахнулись, и не успел я сойти со ступеньки автобуса, как поток горячего воздуха дунул мне прямо в лицо. На какое-то мгновение в голове пролетела мысль, что я не выхожу на улицу, а наоборот захожу с улицы в какое-то теплое помещение, судя по всему в сауну. Но нет, все было совершенно наоборот и здесь в Бангкоке это по праву называлось свежим воздухом.



В тот момент я впервые осознал, что воздух тут пахнет чем-то совершенно другим. Да-да. Вы не поверите, но в каждой стране мира у воздуха есть свой определенный и неповторимый запах. И спустя несколько месяцев, стоит мне снова прилететь сюда, открыть дверь самолёта и сделать первый глоток воздуха, как я произнесу, выдохнув полной грудью – «Да…, вот я и в Бангкоке». Довольно непросто это описать, но первый вздох, это как первое осознание того, что мы прилетели. Ни посадка самолета на полосу, ни новый пейзаж за окном иллюминатора, ни объявление «Дамы и господа наш самолет произвел посадку..» не передают, той атмосферы, которую передает первый глоток воздуха...





Продолжение следует.
 
Часть 13 - Первая командировка

Огромные стеклянные двери отеля открыли два тайских служащих, кланяясь каждому кто входит внутрь. Стоило только переступить через порог, как духота снова сменилась прохладным бризом из кондиционера. В лобби нас встречала тайская девушка с полным подносом соков, которая также кланялась всем, кто тянулся за стаканом. Весь экипаж расположился в лобби. Кто-то медленно потягивал свой напиток, кто-то уже пытался подключиться к wi-fi, в то время как старший заполнял документы, вписывая кто с кем будет жить.

- Ребят разбираем ключи – Скомандовал шеф, закончив с документами.



- Походу мы с тобой живем – сказал один из проводников и протянул мне ключ – У нас номер 1816, на восемнадцатом этаже.



Огромная толпа людей в форме с чемоданами стала набиваться в лифт. Затем все затихли, создав неудобную паузу, как и полагается делать в лифте, а спустя несколько секунд все устало потащили чемоданы к своим номерам.



Не успел я войти в комнату как мой взгляд приковало огромное, размером со всю стену окно. Оно было от пола до потолка, от стены до стены, открывая нам панорамный вид на центр Бангкока с восемнадцатого этажа.


Все что мне хотелось сделать по приезду это сорвать с себя потную форму, упасть и уснуть как минимум на сутки. Но такой вид из номера заставлял забывать обо всем на свете.

- Ну что какие планы? – Нарушил тишину мой сосед



- Честно говоря, я бы не прочь поспать, а потом уже можно куда-то сходить посмотреть на Бангкок. Я никогда тут не был.



- Нет, так не получится. Смотри сейчас уже 12:00 по московскому, это значит 15:00 по- местному. Если ляжешь спать, то проспишь либо до вечера, либо до завтрашнего утра. А нам уже на рейс утром выезжать. Так что если ехать, то сейчас. Но ты сам смотри. У меня планы такие – сейчас в душ, потом сходить поесть, а потом можно и в город на рынок съездить.



- Ок, значит надо ехать сейчас. – Не могу же я побывать в Бангкоке и все проспать – подумал я.



Выйдя из душа, я надел шлепки, шорты и футболку, окончательно почувствовав на себе окружающее нас лето.



Мы шли через какой-то торговый центр в ресторанный дворик чтобы пообедать, а я никак не могу перестать пялиться по сторонам и наслаждаться каждым моментом. Не знаю как Вы, а я обожаю посещать новые страны. Мне интересно в них все: язык, архитектура, местная кухня и т.д. Но в данном случае мне сравнивать было практически не с чем, не считая Россию и Египет, где я бывал пару раз. И я просто шел через этот супермаркет, смотрел на людей, на вывески магазинов, в то время как ото всюду слышалась не на что непохожая речь, а в носу стоял какой-то непонятный местный запах.


- Ну все, пришли. – Остановил меня сосед. – В общем смотри тут много разных лавочек. Заказываешь везде то что хочешь, потом идешь на общую кассу оплачиваешь и садишься за столики. Я тебе советую взять seafood rice (рис обжаренный с морепродуктами) и tom-yam (местный знаменитый суп с морепродуктами)

Добавив к этому заказу стакан ледяной колы, я уселся за столик и принялся за суп. Это было какое-то зеленоватое зелье, в котором виднелись креветки, грибочки, помидоры, а также много непонятной травы. Если вы не разбираетесь в тайской кухне, как и я, то у вас может сложиться впечатление, что повар просто вышел на улицу и содрал с газона пучок травы, в который случайно попали какие-то мелкие веточки, стебли травы покрупнее и несколько подорожников. Ну а чтобы это можно было назвать супом, пришлось и морепродуктов немного добавить. Но так суп выглядел лишь на первый взгляд.


- Он может быть острый. Поэтому возьми в ложку риса, окунай рис в суп и ешь. Но держи колу наготове – Заулыбался сосед.

По рекомендованному рецепту, я зачерпнул рис, креветочку, окунул все это дело в зеленое зелье и направил в топку. Это было невероятно вкусно! Но спустя примерно секунду моего наслаждения местной кухней, все горло обволокло жжением от красного перца. Да, супец оказался и правда очень острым! Изрядно пропотев, покраснев и все же одолев эту тарелку я принялся накрывать все это дело остатками колы, которая казалась просто нектаром богов и хоть на какое-то время перекрывала вкус перца.



- В следующий раз проси «ноу спайси». Ладно пора выдвигаться – Сказал коллега. Мы ненадолго покинули прохладное здание и через пару секунд уже спускались в подземелье метрополитена, которое находилось прямо напротив отеля.



Метро Бангкока заслуживает отдельного внимания. Сейчас то для меня это самое обычно метро, но тогда.. Сравнивать мне было не с чем кроме как со столичным метро, поэтому разница ощущалась, как только я ступил на первую ступень эскалатора.


Можете ли вы себе представить, что вы медленно спускаетесь на эскалаторе, держась за поручень, в то время как легкий ветерок из кондиционера приятно обдувает вас, а слева никто не толкает вас в плечо быстро убежав вниз. Осмотревшись вокруг, вы понимаете, что здесь довольно светло, тихо и чисто. Нет никакого ощущения что вы спускаетесь в бомбоубежище. Толпа народа не сметает вас с ног. Нету запаха старости, сырости и безнадежности.


Мы подошли к аппарату, ткнули пальцем в станцию, до которой нам надо ехать и на экране появилась цена поездки. Осталось только внести деньги и получить жетон. Спустившись еще пару уровней вниз на эскалаторе, мы наконец-то добрались до места ожидания поезда. Во круг царила все также тишина и чистота. Тоннель с рельсами был отгорожен стеклянной стеной, вдоль которой тянулись желтые отметки – места где откроются двери.

Экран под потолком показывал сколько времени осталось ждать ближайшего поезда. И вот в тоннеле появился свет, очертания поезда, а через пару мгновений он уже стоял у платформы, плавно распахивая двери. Довольно необычно ощущение – видеть поезд, прибывающий на станцию в полной тишине. В след за дверями поезда распахнулись и двери стеклянной стены.


Войдя в вагон, послышалась речь из динамиков сначала, на тайском, а затем и на английском языке объявляющая следующую остановку. Я ехал стоя, держась за поручень и разглядывая вагон изнутри, забитый разного рода людьми азиатской внешности. Мой сосед что-то начал мне рассказывать. Не помню, что именно, но помню, что я отчетливо его слышал. Нам не приходилось друг другу орать чтобы перекричать шум метро, и это тоже казалось удивительным.

Выбравшись из подземелья, мы оказались где-то посередине Бангкока на одной из оживленных улиц. Дорога уходила скрывалась в где-то вдали, в трущобах города, а неба практически не было видно, поскольку над головой тянулась такая же дорога вторым уровнем.

Чем дальше мы уходили в глубь улицы, тем темнее становилось вокруг. Постепенно каждый квадратный метр тротуара обрастал торговыми лавочками и с окончательным наступлением темноты улица полностью превратилась в торговый рынок.


Мы просто шли вдоль улицы, крутя головой во все стороны. Яркие футболки за сто бат в одной лавочке сменялись чемоданами в другой. Помимо этого, через каждые сто метров стоял мопед с пристегнутой коляской, которая была полностью переоборудована под кухню на колесах. За какие-то 20-50 бат там можно было довольно сытно поужинать морепродуктами.



Бангкок сполна зарядил меня новыми впечатлениями, но времени бродить по улицам больше не было. Оставалось всего лишь пару часов на ужин, отдых и сон перед рейсом. Вернувшись в отель, я не терял времени даром и отправился доделывать тайскую программу на все сто процентов, а именно – ужин из морепродуктов, бассейн на крыше нашего отеля и тайский массаж.


Падая в уютную кровать, в голове промелькнула лишь одна мысль – Наконец-то я нашел работу по душе .
 
Часть 14 - Немного о командировках

Ну а дальше такое началось, о чем и представить трудно. Страны, города, отели, лица, лица, мелькали перед глазами каждый день унося недели, месяцы и даже года.


. Если остановиться на секунду и оглянуться назад, то вспоминаются слова одного из наших преподов: - «Я пришел сюда, когда мне было 25, а теперь мне почти 50». И если вот так не остановится, не оглянуться, то и правда вся жизнь пролетит в летящем самолете. Несмотря на это, с каждым днем поток новых эмоций переваливал через край. Новая обстановка и новые знакомства делали мою жизнь по настоящему интересной.



Каждый день начинался с открытия наряда (графика работы) и был похож на лотерею. Ну что там, что там? Куда дальше лечу? Так.. Анталия, Новосиб, Гонконг. Ого Гонконг. Офигеть, на целую неделю! Должно быть там здорово, надо погуглить чем заняться в Гонконге.



Ежедневные короткие рейсы проходили в ожидании дальних командировок. А уж они то затягивали по полной как наркотик. Хотелось побывать там, где еще не был, а там, где был хотелось побывать еще! Постепенно к этому привыкаешь и воспринимаешь это как будни. – Так что там у меня в наряде?


Адлер? Охренели что ли, я уже в Бангкоке месяц не был, где мой Бангкок?



Командировки же проходили в позитивной дружеской молодежной атмосфере. Представьте себе компанию молодых парней и девчонок, оказавшихся в Мексике! Это веселье, поездки, тусовки! И лично в моей жизни такого не было раньше. Я ни при каких условиях не мог собраться сам и собрать своих друзей чтобы полететь в Мексику. Это абсолютно не реально. Но на работе это возможно.



Что касается командировок. Как вы поняли они зависят от авиакомпании, в которой вы работаете. Где-то их нет вообще, где-то только командировки, где-то 50 на 50. И если парой строк выше я расписывал прелести тусовок в Мексике, то это не значит, что все командировки такие. К сожалению, или счастью, в нашей необъятной стране существует огромное количество городов, удаленных от Москвы, а по сему и в них приходится сидеть в командировках. И к примеру, Якутск или Анадырь уже не встречает тебя с подносом тропических соков в отеле. Они встречают хмурым выражением лица женщины советских времен на ресепшене. Которая выдает тебе талоны на завтрак, обед и ужин. Потому что по талонам должно быть все! Не везде еще советский союз развалился.



И к сожалению большинство российских отелей работает по такой системе. Больше скажу, очень много отелей в России сделаны как под копирку. Зачастую это пяти-шестиэтажное здание. Номера около 12 квадратных метров. Одна или две неудобные кровати. Телевизор, обязательно прикрученный кронштейном к потолку и показывающий около пяти каналов с помехами. Ванная комната с душевой кабинкой, где нужно минут 10 сливать холодную воду чтобы появилась горячая (если повезет).



Вот вам номер в Комсомольске на Амуре


Телек к потолку не прекручен (Не по феншую!),но тут и не 12 квадратных метров, а все 8-10 на двоих человек.



А вид из номера... Это просто песня! Смотришь из окна и прямо хочется жить! Жить, где-то подальше отсюда.


Есть конечно и исключения. Бывало мы жили в таких отелях, что вообще забываешь, что за окном Россия. Все по высшему классу.

Но, бортпроводники – личности довольно интересные и разносторонние, а это значит, что при наличии хорошего экипажа, абсолютно не важно где находишься в командировке. При наличии хорошей компании тусить можно где угодно.



Но немного отвлечемся от серых советских отелей и переместимся за границу нашей родины, или же вообще за океан. Вот тут уже есть где разгуляться. За все время своей работы не могу вспомнить ни одного плохого отеля за границей. Только переступив порог такого отеля забываешь, что несколько минут назад находился на работе. Все пассажирские жалобы и просьбы, сидевшие в голове, тут же исчезают. Думаю, в этом и есть основная задача послеполетного отдыха – максимально отвлечься от работы, и заграничные отели справляются с этим на все сто процентов. Как правило, это новенькие номера с огромными комфортными кроватями. Человеческая ванная комната с полным набором принадлежностей типа шампуня, расчески, бритвы и т.д.



Иногда бывает даже так:


Чем мы занимаемся в этих самых командировках? Всем чем только можно. Программа довольно обширная – поесть от пуза креветочек со шведского стола, либо же просто вкусить местных блюд из ресторана, если шведского стола нет. За тем идут водные процедуры – купание в море\океане\бассейне\джакузи. Возможно тренажерный зал где-то впишется в эту программу между делом. После чего необходимо посетить местный супермаркет и раздобыть всего, чего не найти в нашей стране – хороших сыров, качественный алкоголь, косметика для девчонок и т.д.

Ну а вечером шведский стол уже организовывался в одном из номеров, зачастую в командирском или в номере старшего бортпроводника. Он не впечатлял ассортиментом продуктов, но что касается алкоголя и закусок, то присутствовало все. До прихода в эту профессию, я и представить не мог что авиаторы пьют не хуже военных или ментов. Но отдельные личности пьют прямо скажем много, даже очень. А потом еще. И еще. В общем пока не кончится. А когда кончится, то есть еще. Секрет нескончаемого алкоголя – у проводников есть доступ к самолетному минибару. Только тсс.. Вынести минибар домой очень сложно, т.к. российские таможенные стервятники, готовы последние штаны с тебя снять, лишь бы поживится. Но за границей это что-то в порядке бреда – досматривать проводников на выходе. Бери что хочешь.



Возвращаясь к вечерним посиделкам в номерах, скажу не все мы бухаем и не всегда. Но когда мы это делаем. Ууу… Творится что-то непередаваемое.



Бывает поднимаешься в лифе на свой этаж после ужина в Бангкоке, слушаешь какую-то легкую лифтовую музычку, открываются двери, а там.. Начался фестиваль Нашествие, а может просто ночной клуб переехал на наш этаж. Идешь по коридору, из одного номера доноситься дикий угар, из другого орет музон. Осталось только выбрать какая вечеринка тебе по душе, и в какой экипаж влиться (так как их может быть несколько в одном отеле). Ну а дальше..


веселье полным ходом. Стакан с виски-колой некогда не пустеет. Смех, крики и обсуждение рабочих тем прорезаются через музон, качающий этот номер. Все это может сопровождаться игрой в пантомимы или Уно или еще во что-то. Как правило завершается культурная программа поездкой в ночной клуб.


Если же командировка длится не один день, то в программу обязательно входит знакомство с достопримечательностями города.



И за все это веселье платит авиакомпания. Отель и еда всегда бесплатны. Бывает, что кормят не три, а один раз в сутки, но тогда это компенсируется деньгами, которых хватает и на еду, и на экскурсии, при правильном подходе.
 
Часть 15 - Об экипажах

Любая командировка, да и вообще любой рейс на сто процентов зависят от экипажа. А экипажи бывают довольно разные. Формируются они простым способом – рандомно. Каждый день летишь новым экипажем. И если в компании работает несколько тысяч проводников, то за все годы работы можно полетать с каждым по разу, бывает по два, а бывает и не разу.



К примеру, из нашей группы около тридцати человек, с которыми я учился, летал я, наверное, с пятью, еще человек десять просто встречал на работе. Других пятнадцать человек я больше не видел никогда. Довольно забавно.



Если быть честным, то порядок формирования экипажа не такой уж и случайный. Есть много факторов которые на это влияют. Это визы, типы самолета, личные качества (например, знание языка), возможно что-то еще, о чем я не знаю или не помню. А на практике это выглядит так – Сидит отдел планирования и думает какой экипаж собрать на Нью-Йорк. «Так.. у этого визы США нет, у этого нет Боинга 777, у этого все есть, но он только с другого рейса прилетел, значит ставить нельзя. У этого нету английского, этот только и делает что в Нью-Йорк летает..»



Планирование — это вообще отдельная тема. Экраны их мониторов выглядят примерно, как в фильме Матрица. Никому там ничего не понятно кроме них.


Что же касается экипажа, то каждый рейс — это всегда новые знакомства. В основном все проводники – личности довольно интересные. Кто-то может оказаться бывшим лейтенантом армии, кто-то знает 5 языков и т.д. Бывают конечно исключения. Бывает летишь с кем-то и думаешь – как ты вообще сюда попал? Как-то летал с парнем, который в рейсе заряжал колу положительной энергией. Другой кадр, с которым мне довелось летать раза три, все три раза выпивал по два литра колы за рейс. Еще была проводница, которая весь рейс от взлета до посадки пропагандировала веганство. По мимо этого встречались знатные пиз.оболы вруны. Довелось мне однажды слушать историю как парень в двадцать организовал собственный строительный бизнес, который содержал всю его семью. А затем ему вдруг стало скучно, и он ушел работать в проводники. Все сомнения окончательно развеялись, когда я увидел как в инстаграме он выкладывает фотки в пилотских пагонах и выдает себя за пилота.



В общем экипаж – это наше все. С хорошим экипажем и на Сахалине будет весело, с плохим и на Кубе будет скучно. Дело в том, что хорошие дальние командировки ставят не часто, если ты обычный проводник. Если же ты лицо, особо приближенное к императору, то только и будешь туда летать. По такому принципу функционируют не только авиакомпании, но и все наше государство. И вот ты простой смертный, прилетел на неделю на Кубу в составе проводников, указанных выше. Внутри полно энергии! Куба! Сигары, ром, лазурное море, старинная Гавана с ретро автомобилями!


Поехали скорее смотреть, тусить! – «Эээ чувак, да у меня уже третья Куба за месяц», «Я вообще не планировал из номера выходить, чо я карибского моря что ли не видел».


Мда. Вот так командировка, которая могла быть отпуском, превращается в каторгу. Согласен это лучше, чем сидеть дома в России, но быть на Кубе и не увидеть абсолютно ничего, тоже нехорошо.



Бывают в экипаже люди такого возраста, которые всю жизнь провели в экипаже. Они начали летать еще в советском союзе и продолжают до сих пор. В свое время, когда эта профессия была не хуже работы в Госдуме или еще где, они успели заработать не на одну квартиру, ели красную икру ложками во времена дефицита, продавали доллары, которых и в банке было не достать, летали за границу чаще министра иностранных дел. В настоящее же время кто-то из них летает из-за любви к профессии, кто-то от безысходности. Скажу одно – летая с такими проводниками чувствуешь себя как за каменной стеной.



Летишь бывает, работаешь в кухне, наливаешь кипяток в чайники, в то время как остальные тебе помогают подготовить телеги. Из динамиков шипит «Дамы и господа, прослушайте краткую информацию о нашем полете ..» и в этот момент слышишь как вызов из салона раздается несколько раз и тут же начинаются крики «Помогите, человеку плохо!» Неопытные проводники вцепляются в телегу и испуганно выглядывают из-за шторки. Старые же касалетки, расталкивая всех на своем пути прут в салон как советские танки в сорок пятом. «Так что тут?! Расстегнуть ему воротник! Ты быстро за аптечкой! Ты за баллоном!» Откачают человека так быстро, что он и в себя прийти не успеет. Или же наоборот успеет!)) А если кто из плохих пассажиров напитки спиртосодержащие распивать в рейсе удумал так с ними, у таких проводников разговор короткий «Уважаемый, я тебя два раза уже предупредил, на третий я тебе эту бутылку знаешь куда затолкаю? И учти на борту проктолога нет.»



Кстати откуда же берутся проводники в авиации? Абсолютно со всей России, кроме Москвы. Разве что за редким исключением. Мне же как человеку, выросшему в московской области, было довольно непривычно осознавать, что в экипаже почти всегда я единственный «москвич». А сколько новых имен я узнал – Динара, Зульфия, Ариэль (который кстати парень) Зарина, Диляра, Малика, Сабина, Николь и т.д.



Вот такие разношерстные экипажи. Но при этом, несмотря ни на что, мы всегда работаем дружно – одной командой, где все друг другу помогают. Перекладывать свои обязанности на других в самолете не принято. Здесь нет твоей или моей работы. Есть только один экипаж, задача у которого одна – выполнить рейс.

 
Плюсы работы бортпроводником

Сегодня я решил немного отойти от истории "Как я стал бортпроводником" и просто поделиться с вами чем хороша профессия бортпроводника.



Для тех, кто считает, что работа бортпроводника не сильно отличается от официанта, для тех, кто не понимает как мы можем выслушивать пассажирский бред с улыбкой на лице, для тех кто говорит что эта работа женская.. а также для всех остальных читателей, я решил привести вам несколько плюсов ради которых мы собственно и летаем.



Отпуск


Бортпроводники отдыхают два раза в году по 35 дней. Итого 70. Поверьте, это вполне заслужено. Крайние дни перед отпуском уже держишься на последнем дыхании. Устаешь так, что только 35 дней могут привести тебя в чувство. Но в итоге так к этому привыкаешь, что больше никогда не захочешь идти работать на землю и отдыхать два раза по 14 дней.

За 35 дней вообще забываешь, что ты когда-то был бортпроводником и приходится втягиваться заново. К середине отпуска все друзья и родственники уже начинают коситься и спрашивать – «А что на работу то не собираешься?»



Зарплата


Она разная. В Москве она от 50 до 90 для обычных бортпроводников. Старшие проводники, инструктора и выше, могут заработать и больше. Довольно неплохо. Кроме этого можно возить что-то из других стран за деньги.

Также плюс в том, что зарплата белая, а это хорошо для пенсии и ипотеки. Как показывает практика, ипотека висит на каждом втором бортпроводнике.



Путешествия


Если для вас они важны, и вы выберете для этого подходящую компанию, то раз в месяц вы стабильно будете лежать на берегу моря один, а то и несколько дней, бывает даже неделю. И пока вы греетесь на пляже, вам капает зарплата. Такой расклад греет не только тело, но и душу. Дома у вас всегда будут санкционные продукты и элитный алкоголь. Лично я шел именно за этим. Бывает едешь по Московским пробкам, выходишь из машины, наступаешь в грязевую кашу, с серого неба постоянно что-то моросит. Но только самолет оторвется от полосы и наберет высоту, как вся эта серость остается где-то внизу, а над облаками сияет солнце. Настроение тут же улучшается, особенно если этот рейс, например, в Тайланд, Мексику, США.



Сервисные билеты для вас и членов семьи


Зависит от компании, но в основном они очень дешевые, а бывают и вообще бесплатными. Исходя из этого вы можете смело планировать свой отпуск не на даче, а на другом конце земного шара.



Ранний выход на пенсию


Это скорее для тех, кто решит посвятить авиации всю жизнь.



График


Он конечно напряженный, но к нему привыкаешь и в итоге некоторым он даже нравится (например, мне) Когда летаешь через день, у тебя и выходные через день. Это лучше пятидневки. Можно ездить в Ашан по будням без очередей и пробок.



Личная жизнь


Для парней это огромный ассортимент девчонок на любой вкус и цвет, практически безо всякой конкуренции. На 10 девчонок среди проводников около 3-4 парней, из которых половина геев.

Для девчонок же это возможность общаться с пилотами, чья зарплата превышает нашу в 5-7 раз. Кроме пилотов всегда есть пассажиры бизнес класса. Да и среди обычных проводников как правило все парни здоровые и адекватные.



Прочие ништяки


Вид из «офиса», безлимитный доступ к еде, ограниченный доступ к хорошему алкоголю. Кроме того можно частенько пофотаться и пообщаться со звёздами, которые летят в бизнес классе. Всегда есть возможность сходить в дьюти фри, а во многих из них есть еще и скидка на всё 20%.



Ну а вообще никакие списки плюсов тут не помогут. Небо надо любить, как говорят многие авиаторы. Поэтому тут либо уйдешь через пару месяцев, либо останешься на долгие годы. Лично я работы лучше еще не встречал.



PS: Если у кого-то уже начало пригорать от того как сладко нам проводникам живется, то следующий пост будет о минусах профессии.


.. Продолжение следует.
 
Минусы работы бортпроводником




Пассажиры.



Да это на первом месте. Наверное, слышали поговорку «Хорошая у нас работа, но как в рейс – хоть увольняйся». Да, эти люди пьют из нас кровь каждый день.



Конечно, вы можете сказать – Ну я тоже работаю с людьми. Вот у меня заказчик – редкостный му.ак, весь мозг мне съел. А я — продавец в Еврейсети, представляете кого я вижу каждый день? И т.д.



Так то оно так.. Но не совсем. Разница в том, что мы вынуждены работать с толпой. Это огромная разница. У них начинают действовать стадные инстинкты. Возьмите 60 человек (столько приходиться на одного БП) с нормальным интеллектом, не даунов, а обычных людей. Даже они в массе будут тупить. А что если среди них есть больные, пьяные, дети, умственно отсталые, агрессивные? Как вам?



Добавляем следующий фактор – закрываем вас всех вместе в металлической трубе на несколько часов. Если кому-то что-то не нравится, или кто-то вздумал умирать или драться, то никто никуда не уйдет.



Добавляем еще один фактор – понижаем содержание кислорода в этой трубе. У многих в таком состоянии мозг работает хуже. Если кто-то пьет алкоголь – последствия становятся хуже. Если проблемы со здоровьем – опять же состояние ухудшается.



И в таких условиях вам надо толпой управлять. В этом плане с профессией бортпроводника разве что можно сравнить профессию учителя, тренера, руководителя и т.д. Но опять же есть разница. У учителя, руководителя, босса есть авторитет. Их слушают. У нас нет ничего. В России каждый считает, что если он купил билет на самолет, то он лучше пилота знает, как управлять самолетом, как вести себя в самолете и как надо работать бортпроводнику.


Поэтому на каждом рейсе встречаются вот такие отдельные личности: «Так я ща позвоню, и ты больше тут не работаешь», «Вобще-то я купила билет и вы ОБЯЗАНЫ МНЕ!!!», «Слышь! Сюда подойди.. генерал ФСБ звание тебе говорит о чем то?», «Я с вашим директором очень тесно общаюсь, так что советую пересадить меня в бизнес, пока я ему сам об этом не сказал.», «Мне вот там на стойке регистрации сказали что вы меня пересадите. Пока не пересадите, я вообще никуда не полечу!» «Псс парень.. в бизнес то можно пересесть? Скока стоит?», бывает еще второй тип «Да у вас все равно бизнес пустой летит, чо жалко чтоли?».



По мимо этого – бухач на любом длинном курортном рейсе (Тайланд, Доминикана, Куба) Какая-то компания всегда бухает до белки. Потом дерутся между собой. Потом ходят по самолету, блюют в проход, пытаются открыть дверь в полете… Последствия всегда на вас. Надо заполнять документы, разнимать, смотреть чтобы никто не пострадал, оказывать мед помошь. В итоге таким пассажирам не бывает ничего, т.к. это Россия, детка. (В других странах бывает, но не сильно)

Более того, такие пассажиры и дальше будут летать этой же компанией через какое-то время, т.к. это бабки.



Чемоданы. Куда вы их прете, вашу мать? Куда? Рейс к примеру 3 часа. Один человек тащит в салон большой чемодан на колесах, сумку и рюкзак. В итоге видит, что убирать некуда, устраивает скандал. Конечно это скорее проблема наземных служб, которые пропускают все это в салон. Но вы, как пассажиры, никогда не думали, что огромный чемодан убирать некуда? Ладно чемодан. Самокаты, детские велосипеды, полки.


Вам придется быть козлом отпущения.


Только представьте сколько в авиакомпании работает сотрудников. Несколько тысяч человек, десятки департаментов и служб. Пилоты рулят, диспетчеры прокладывают маршрут, грузчики кидают багаж, кэтеринг грузит питание, цех бортпитания его готовит, стойка регистрации регистрирует, начальство нихрена не делает и получает миллионные премии руководит и т.д. и т.д. Так вот за все их косяки отвечать именно вам. Все эти вышесказанные тысячи человек остаются где-то в тени, а вы на виду. Весь негатив будут выливать именно на вас.

И жалобы будут писать на вас. А если сверху вас сидит какой-то неадекват, читающий жалобы, то он еще и денег вас за это лишит.





График



Его можно отнести не только к плюсам. Все из-за того, что он ненормированный. Выезжать на работу приходится в любое время суток. К примеру рейс вылетает в 5 утра, из дома надо выезжать в час ночи. Когда ложиться спать чтобы проснуться в час ночи? Если вообще не спать, то получится двое суток без сна, что тоже нехорошо.


А бывает сидишь за столом 31 декабря провожаешь старый год и понимаешь, что все будут смотреть на Киркорова с Басковым, а тебе через пару часов в рейс выезжать. Бывает, что ты смотришь на Киркорова с Басковым где-то на Сахалине, а семья твоя на другом конце страны дома.

Смысл графика в том, чтобы налетать 80 часов за месяц. И тут как вы понимаете, можно слетать 4 Нью-Йорка или же 15 Минеральных Вод. Обычно стараются делать 50х50. Но может оказаться так что вы на работу будете ездить каждый день и летать – Казань, Сочи, Астрахань. В итоге 80 часов с трудом наскребете и на работе будете каждый день. Обычно такой вариант ставят всяким косячным проводникам.





Чувство вечного студента, вас не покинет ни на секунду



Ежедневно в компании выходит несколько распоряжений относительно вашей работы. Все это нужно читать и знать. Выглядят они следующим образом «Зам начальника хх департамента.. бла бла бла.. Распоряжение! На рейсах от 4 часов с 25 Кхкхмбря всем пассажирам бизнес класса предлагать….» или же «Данное распоряжение отменяет распоряжение вышедшее ХЗ сколько лет назад» И думай что там что отменяет и как вообще теперь работать?

И так каждый день по несколько штук. Кроме того, каждые полгода – год курсы повышения квалификации с экзаменами, тренажерной подготовкой и т.д.


Помимо этого частенько вызывают в офис послушать удивительную лекцию о чем-то, по их мнению, очень полезном. Кстати говоря такие офисные лекции никак не оплачиваются, зато вы нормально так тратите на бензин, парковку, да и просто теряете выходной между рейсами.

Перед каждым рейсом – опрос. Как в школе. «Расскажите мне какие категории пассажиров не могут находиться на аварийном выходе?»





Медкомиссия каждый год


Ходят слухи что за границей как-то по проще относятся к здоровью проводников. Но у нас.. здоровье требуют на уровне космонавтов. Миллиард анализов и справок. Каждый второй врач считает себя таким царем – «Так вот у вас там кариес в зубе, вы должно быть с ума сошли летать с такими зубами!», «Сахар в крови превышает на 0.0000001%. Придете через 2 недели пересдадите анализ, а пока на земле посидите.»

Услышать для бортпроводника «На земле посидите» это как для олимпийца – У вас травма, вы больше не сможете выступать.

Вредность



Каждый перелет сопровождается хорошей дозой радиации. Особенно трансатлантические. И может быть я не прав, т.к. не вникал в законы, но, по моему мнению, не должен человек летать по три раза в месяц через Атлантику. У нас же это обычная практика. Получил допуск на большой самолет, получил визу США и понеслась. Каждый месяц по 3 суточных Нью-Йорка. После рейса ты как утопающий вытаскиваешь из воды голову и пытаешься надышаться, как тебе обратно пакуют в самолет тащат обратно в Москву.


Как проводник, летающий много лет, говорю, что отдых длинной в сутки в месте, где разница во времени 8 часов и более — вообще нельзя считать отдыхом.

Вот ты выехал из дома за 2 часа до явки. Приехал на работу. Рейс вылетает еще через 2 часа. В воздухе лететь к примеру 9 часов. И еще полтора часа на сборы из самолета, дорогу в отель и заселение. Итого 14-15 часов ты работал. А может ты и до работы не спал, если вылет был вечером. Ну или просто дома готовился к рейсу – гладил рубашку и т.д. К примеру, не спал ты 20 часов, что почти сутки. И вот прилетел в NY на сутки, от которых со всеми разъездами в отель\из отеля, остается часов 20. Вопрос – когда спать? После этого рейса или уже перед следующим? А чаще всего бывает, что по прилету, там полным ходом идет день. И если уснуть сейчас, то проснешься ночью по местному времени.



Исходя из вышесказанного к вредности я бы еще отнес – смену часовых поясов.



Бывает еще более худший вариант, чем описан выше. Это когда ты из плюса летишь в минус или наоборот. Прилетел с Камчатки в Москву (+9 часов), через день летишь Москва – NY (-8ч). И если в обоих местах ты был всего лишь сутки, то все в порядке. По всем документам ты способен выполнять такие рейсы. Организм же просто говорит тебе – Что ты делаешь?


И все эти подъемы по середине ночи в другом часовом поясе может быть и нормально переносятся если тебе 25. В 40 же, думаю все сложнее.



Также ухудшается слух. Работать приходится постоянно в условиях шума.



Кто-то в комментах писал про проблемы с родами у девушек и проводников – импотентов. Это слухи. Не верьте. Больше половины проводниц имеют детей. Другая половина не имеет только потому что еще молодые и нет мужа. А у пилотов, которые пролетали всю жизнь в радиации, все нормально с потенцией в свои 55-60. Думаю не просто так они девок в сауну зовут каждую командировку.





Новшества авиации.



Чуть не забыл упомянуть о нашем ноухау российской авиации – рейсы где проводники сами убирают самолет. Здорово правда? Их не так много и это не дальние рейсы где самолет сильно засирают. Но вашу мать – убирать самолет? Серьезно?



Тоесть между рейсами ты ездишь в офис и слушаешь лекции из разряда «Пассажир всегда прав.. бла бла бла.. если вот к вам обратили с жалобой, то вы обязаны с улыбкой выявить проблему, принести извинения бла бла бла. Вы же лицо нашей авиакомпании!!!» Перед рейсом слушаешь «Форма должна быть чистая и поглаженная… вы же бортпроводники!»



А потом ты прилетаешь, ползаешь на четвереньках между креслами и выбрасываешь грязные памперсы.



Кому интересно, объяснение такого маразма одно – В этом аэропорту опасная обстановка, мы не можем пускать местную уборку с целью предотвращения терактов.


Эх.. Вот такие дела.

В завершении могу отметить, что все вышесказанное происходит не на каждом рейсе и не изо дня в день, но все же оно есть.



Исходя из этих плюсов и минусов каждый сам решает подходит ли ему такая работа или нет.

Лично мне она по душе!
 
Сверху Снизу