Переезд в Грузию. Удаленный выезд из России

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
50.307
Репутация
61.675
Реакции
268.995
RUB
0
[H2]План[/H2]
Прежде всего, переезд - это проект, он состоит из многих этапов и большого количества небольших задач, каждая из которых понемногу приближает к конечной цели. К счастью, вопрос с работой, выбором страны и перелетом, практически не стоял, так что я мог сфокусироваться на перевозке семьи и вещей. Условно, я разбил переезд на 6 этапов:

  • Подготовка к выезду;
  • Въезд в Грузию и базовая адаптация (выбор места для жизни, поиск жилья);
  • Сдача машины из аренды;
  • Инвентаризация того что в доме;
  • Организация сбора вещей и отправка в грузию;
  • Организация сбора вещей и отправка на хранение в России.
Этапы выглядят последовательными, но на деле оказалось что некоторую подготовку к очередному следующему этапу, лучше делать во время предыдущего. Также, одновременно существовало несколько планов, чтобы по ходу адаптироваться к происходящему

Общие рекомендации:

  • делайте ходы, которые с наименьшей вероятностью приведут вас к провалу, максимально универсальные действия, чтобы сохранить возможность адаптации и выбора между доступными вариантами;
  • уточняйте у всех участников плана будут ли у них ресурсы (время, физическое местонахождение) для помощи вам заранее.
Всё начинается с подготовки.

[H2]Этап 1. Подготовка к выезду[/H2]
Так совпало, что наша поездка к родственникам в другой город пересеклась с датами перелета в Грузию, эта ситуация помогла нам не дублировать некоторые действия и подготовиться к переезду заранее. Чемоданы к родственникам мы собирали изначально, как будто летим сразу в Грузию, подготовили всё необходимое, вещи на первое время жизни и все документы. После недели у родственников, на следующий день после возвращения мы полетели в Грузию.

Вне зависимости от того на сколько вы едете в другую страну, я рекомендую брать с собой какие-то мелочи, которые вдохнут в чужую квартиру ваш старый дом, так, например, мы взяли с собой яндекс станцию и сделали это определенно не зря.

Было понятно, что в России на нас остаются определенные обязательства (машина и дом в аренде), так что на счетах должно было остаться достаточно рублей, чтобы по этим обязательствам платить, пока я не доберусь до этапа завершения аренды. Наличие финансовой подушки безопасности (emergency fund) значительно облегчило финансовую стабильность на этом периоде, главное, это не бояться, в случае когда подушка понадобилась, действительно ей воспользоваться.

Важно сказать, что я всю дорогу не мог поверить, что у нас всё получится, надеялся, что что-то изменится и процесс переезда остановится, но при этом всё что я делал было ориентированно на оба исхода, например, я заранее подготовил машину к сдаче: убрал из неё свои вещи, попросил друга зарегистрироваться в Hyundai Mobility и пройти KYC, чтобы он мог помочь при необходимости.

Общие рекомендации:

  • берите все документы;
  • возьмите с собой мелочи, которые перенесут атмосферу дома;
  • перевозка животных это отдельная большая история к которой лучше готовиться заранее (здесь у меня опыта нет, но знаю что это не самая тривиальная задача);
  • заранее разберитесь с налогами в той стране, куда вы планируете ехать, для IT бывают льготные ставки;
  • если можно запустить какие-то долгие процессы заранее, на этапе подготовки - сделайте это.
Что бы я сделал по другому: В идеале, заранее собрать вещи по коробкам и промаркировать, это бы значительно ускорило и упростило процесс выезда и как следствие сэкономило бы много денег.

Слетав к родственникам и подготовив их к нашим планам, мы сели на самолет и отправились в новое путешествие.

[H2]Этап 2. Въезд в Грузию и базовая адаптация[/H2]
Для въезда в Грузию нужен загран паспорт, также я заполнял на всю семью форму онлайн в которой надо было отметить были ли мы в других странах за последние 2 недели. Виза не нужна. Есть статьи, которые на этом фокусируются, так что долго здесь топтаться не будем.

Прилетев в Грузию (через Армению) мы поселились в отеле в Тбилиси на 2 недели. За это время нужно было разобраться с долгосрочным местом для жизни, чтобы поскорее перейти к следующему этапу, но довольно быстро стало понятно что Тбилиси (на мой взгляд), не адаптирован под семьи с детьми, об этом говорят как брусчатка на холмистой поверхности, так и массово отсутствующие пешеходные переходы вкупе с машинами припаркованными на тротуаре. Удачно сложилось, мы с парой коллег решили съездить на один день в Батуми, чтобы посмотреть город, но март был холодный и в Батуми лежал мокрый снег, несмотря на это, стало понятно, что это большой город с необходимой инфраструктурой (магазины, пешеходные переходы, такси, огромное количество мест для прогулок с детьми).

Мы взяли билеты на поезд на всю семью, забронировали апартаменты на букинге на 7-8 дней без предоплаты (можно было использовать российскую карту "для подтверждения") и отправились на вечернем поезде. Наши апартаменты были в Орби, это несколько зданий в которых частники (и, вероятно, не только), выкупают апартаменты и сдают таким как мы в аренду. В марте еще было холодно, так что я неоднократно слышал, что люди несколько дней прогревали апартаменты после заезда. Теперь, у нас начиналась активная фаза поиска долгосрочного жилья.

В телеграме есть несколько групп которые ориентированы на поиск жилья в Грузии и в частности в Батуми, также, там можно спросить контакты риелторов. Цены на аренду в Грузии, как вы, возможно, знаете, выросли в несколько раз, всё благодаря "понаехавшим" IT-шникам, которые готовы платить больше, это привело к тому что квартира, которую раньше можно было бы снять за $350 теперь сдается за $900 (да, операции с недвижимостью здесь за доллары). Некоторые теряют контакт с землей и просят $1500 в месяц за разбитую квартиру с предоплатой за 6 месяцев, имейте ввиду, это неадекватные люди и цены даже в дефиците.

Спустя пару дней активных поисков нам подвернулся вариант большой квартиры в которой было место и для жизни и для работы, с нас попросили за первый месяц и 11й + 12й (это значит, что если мы съезжаем раньше чем через год, то нам не возвращают последние два месяца), так хозяева защищаются от тех кто хочет въехать в долгосрок и уехать раньше, сразу после окончания сезона (а они при этом могли бы сдавать посуточно и выгоды было бы больше). Должен сказать, что так не всегда, я знаю случаи где просили только за первый и последний месяцы. У нас же, за квартиру 88 кв м в центре (5 минут пешком от центрального парка и 10 м от моря) с нас попросили $1000 в мес, в итоге мы договорились на $900 (экономия $1200 за год, не плохо). Опять же, есть коллеги к которые сняли квартиру раньше нас за $400 и к ним уже приходили хозяева с желанием поднять цену (чем закончилось не знаю).

Как я позже узнал, наш риелтор получил за сделку плату в размере одного месяца аренды.

Общие рекомендации:

  • покупайте билеты на поезд Тбилиси <-> Батуми за пару дней до отправления;
  • если у вас есть багаж, то приходите на поезд за 30 мин чтобы было куда его положить;
  • не арендуйте квартиры без визита туда, прекрасные картинки рассыпаются в суровой реальности;
  • снимите на неделю апартаменты / отель и активно ищите долгосрок;
  • даже в краткосрок бывают хорошие варианты по цене;
  • не останавливайтесь на первом варианте;
  • пробуйте немного сбить цену, они итак сильно взлетели, владельцы, скорее всего, на это пойдут;
  • используйте услуги риелторов, им платят те кто сдает квартиру;
  • наличие пешеходных переходов, хотя и увеличивает шанс успешно перейти дорогу, всё же не гарантирует это, будьте осторожны.
Что бы я сделал по другому: если бы я проходил этот путь еще раз, то я бы не стал терять 2 недели в отеле в Тбилиси, если бы быстрее понял что там мы не задержимся, т.к. для меня это 2 дополнительные недели аренды дома и машины в СПб. Также лучше всего взять отпуск на время поиска, чтобы как можно более эффективно просматривать варианты, хотя и для меня это был не самый вероятный сценарий (после отпуска в 3 недели). Также, я бы с самого начала писал всем доступным риэлторам, а не ждал ответа одного

Когда на месте появился новый дом, можно переходить к решению вопросов со старым

[H2]Этап 3. Удаленная сдача машины[/H2]
Жизнь за городом даже в арендованном доме предполагает что у вас есть хоть какая-то свобода в передвижении, покупать за дешево небезопасный семейный автомобиль мне не хотелось, так что я взял себе крету по подписке в Hyundai Mobility на год. Ежемесячно это удовольствие обходилось мне в 32к рублей, при этом машина была абсолютно новая и в топовой комплектации, основной риск для меня был, что придется сдать её раньше срока и, к сожалению, он сработал.

Как один из вероятных исходов, я предполагал, что сдавать машину буду удаленно, так что надо было сделать несколько подготовительных действий еще в СПб: освободить машину от наших вещей, попросить друга зарегистрироваться в сервисе и пройти KYC, чтобы я мог добавить его как еще одного водителя. Всё это я сделал заранее, так что к моменту, когда я был готов разбираться с этим вопросом, всё было уже готово. Сдача машины подразумевала что другу нужно будет перегнать её в базовый дилерский центр (на юго-западе СПб), при этом она стояла на закрытой территории дома на севере СПб, ключи от неё были там же.

Держа в голове предусловия, я решил переслать оставшиеся у меня ключи от дома и транспондер (устройство для более дешевых платных дорог) через коллег, которые ехали из Батуми в Питер. Транспондер я увез с собой, когда ехал на такси в аэропорт улетая в Грузию, а ключи взял только одни, но и их надо было бы вернуть. В итоге, через неделю посылка была доставлена другу и он отправился сдавать машину (внутри СПб вместо того чтобы синхронизировать людей мы воспользовались СДЕК).

Как я писал выше, на предшествующих этапах так или иначе проявляется подготовка к следующим, так что в то время как мой друг заехал за машиной, он отфотографировал все вещи по всем ящикам в доме, что мне поможет на 4м этапе.

Затем, пользуясь тем самым транспондером друг отвез машину в базовый сервисный центр, вышел из неё, а я, через кнопку в приложении, завершил аренду. Пришлось заплатить штраф ~2-3 месяца аренды машины. Зато, с первым обязательством было покончено.

Общие рекомендации:

  • если вы можете начать раньше процессы сдачи, то начинайте;
  • не имей 100 рублей, а имей 100 друзей (или хотя бы одного с водительскими правами);
  • есть вы не уверенны в своих планах, не оставляйте машину на платной парковке;
  • друзья могут помочь разобрать часть вещей или забрать продукты.
Что бы я сделал по другому: можно было оптимизировать расходы, если бы по прибытии в Грузию я сразу отправил ключи обратно, либо оставил их в ячейке для хранения в аэропорту СПб, чтобы друзья потом забрали (возможно такой сервис там есть)

Разобравшись с машиной, на пороге стояла самая тяжелая задача - перевозка вещей, но и к ней нужно было подготовиться.

[H2]Этап 4. Инвентаризация того что есть в доме[/H2]
Организовать перевозку вещей удаленно сложно, перевезти вещи разложенные по всему дому и смешанные с хозяйскими еще сложнее, разделить их на несколько частей в зависимости от дальнейших действий - невозможно, без инвентаризации.

Куда перемещать вещи? Везти сразу всё в Грузию - звучит избыточно, ничего не везти в тоже не получается, что-то можно было бы отдать, что-то выкинуть, в общем, ад минималиста. Для того чтобы адекватно распределить вещи для начала их нужно собрать в один длинный список, Notion для этого идеально подошел. Воспользовавшись фото вещей, которые появились на предыдущем этапе, мы с женой начали выписывыть с какими вещами и что мы планировали делать. Этот список несколько раз менялся и эволюционировал.

Думаю очевидно, что это был самый трудозатратный для меня этап, он потребовал много вечеров, чтобы всё выписать и распределить, договориться с женой, сначала он проходил без фотографий вещей, просто по памяти, потом списки уточнялись.

Общие рекомендации:

  • определиться как можно раньше о будущих вариантах развития событий для вещей;
  • упрощать возможные варианты действий (минимизировать размышления о продаже / отдаче вещей).
Что бы я сделал по другому: этап был бы на порядок проще, если бы хотя бы часть инвентаризации я бы сделал когда еще сам присутствовал в доме, также можно было бы сфокусироваться на вещах которые надо везти в Грузию, а об остальном даже не думать.

По завершению подготовки списков можно было переходить к организации сборки

[H2]Этапы 5 и 6. Организация вывоза вещей[/H2]
Когда мы поняли что 90% вещей мы уже точно учли, мы договорились с хозяевами дома что за отдельную плату они соберут нам вещи по коробкам и мешкам в Грузию (в списке было размечено что складывать в коробку, а что в мешок для улучшения предсказуемости результата). Всё остальное я решил отправить на хранение к родственникам и так было проще решить дальнейшую судьбу пожитков.

Одновременно с этим я запустил обсуждение с местной (в СПб) компанией, которая занимается переездами под ключ внутри страны. На место выехал оценщик (человек, который прикидывает какой объем работ и сколько упаковки понадобится), дальше по мессенджеру мы с ним договаривались о том как и когда приедут ребята, которые под пристальным взглядом домовладельцев соберут по коробкам оставшиеся вещи.

Вывоз вещей в Грузию и на хранение постоянно менялись в порядке между собой, вывоз вещей в Грузию в итоге съехал по расписанию и это было к лучшему. Когда в дом пришли рабочие собирать вещи на хранение их можно было попросить подготовить часть вещей к перевозке в Грузию и просто отложить в сторону. Так, мы довольно быстро вывезли часть вещей на хранение и оставалось только отправить ту часть, которая направится в Грузию.

Перевоз вещей на хранение

Изначально у меня было 3 варианта:

  • арендовать ячейку в СПб;
  • арендовать ячейку недалеко от родственников;
  • отвезти вещи на хранение к родственникам.
Первый вариант мне казался привлекательным, но в текущей обстановке я оказался полностью отвязан от СПб, так что несмотря на много разных сервисов, кто предоставляет услуги хранения, я от него отказался.

Второй вариант был моим основным, до тех пор пока мы не договорились с частью родственников, что некоторые из ценных вещей побудут у них в пользовании, а для всего некритичного по традиции есть дача. Так что в итоге я остановился на третьем, относительно простом варианте.

Перевоз вещей в Грузию

Перевоз вещей в другую страну, как мне кажется, сам по себе достоен отдельной статьи, я постараюсь здесь максимально упрощать. Прежде всего у меня было несколько вариантов:

  • компания, которая делает переезды под ключ между странами;
  • частник который возит из Москвы в Тбилиси;
  • компания которая возит из СПб в Грузию.
С первым вариантом почти сразу не задалось, когда мне озвучили ценник "не меньше €3500". Второй вариант оказался лучше, но цена по сравнению с третьим была хуже, то что меня в итоге убедило договориться по второму варианту (частник) это гибкость и скорость ответов. Надо из Питера? Окей, пригоним машину. Надо до Батуми? Окей, договоримся с водителем. Надо занести в квартиру? Тоже не проблема. В общем, машина приехала, взвесили вещи в присутствии хозяина дома, погрузили, увезли. Для пересечения границы важно знать что в грузе нет медикаментов (с ними могут быть проблемы, часть из них может быть попросту запрещена) и понимать где электроника, т.к. в некоторых случаях могут вскрывать коробки и, как говорят, можно попасть на растаможку даже для б/у вещей (например, дорогой электроники).

Общие рекомендации:

  • есть компании которые готовы всё сделать под ключ дайте только доступ к дому, если цена устраивает, то вариант идеальный;
  • хорошо когда есть кто-то на месте;
  • перепроверяйте результат, убеждайтесь, что вас правильно поняли и не оставляйте места для возможной ошибки на этапе выполнения.
Что бы я сделал по другому: умные люди скажут, алгоритм делегирования подразумевает постановку задачи (например, по SMART), разбор плана выполнения, установление контрольных точек, контроль. Исходя из такого алгоритма у меня хромал контроль за качеством результата, я явно не расставил контрольные точки для людей которые выполняли работу на месте, в результате получил результат с ошибками (некоторые вещи уехали не туда), так что я бы больше уделил времени проверке качества выполненной работы.

Сейчас вещи еще не приехали в Батуми, но хочется верить что проблем больше уже не будет. Ну либо сделаю UPD статье :)

[H2]Итоги[/H2]
Переезд даже удаленно, без личного присутствия, возможен, главное правильно все спланировать. Идеально не будет, примите факт, что кто-то где-то накосячит и адаптируйтесь, думая как это исправить. Практически любую сложную задачу можно разложить на много маленьких и простых шагов, переезд не исключение. Увезти вещи на хранение в другой город для меня стоило ~65к, увезти вещи в Грузию ~140к (всё это с учетом сборки вещей в доме, перевозки и разгрузки на месте). Также несмотря на то что я изначально был готов к тому что аренда дома и машины будут капать в холостую, всё равно можно было действовать более живо и сэкономить около месяца аренды.

Грузия - прекрасная и приветливая страна, комфортный климат, свежий воздух и гостеприимные местные в целом формируют у меня пока преимущественно положительные эмоции.








 
Сверху Снизу