Новости Робот с полным правом

Marat_1162

Стаж на ФС с 2014 г
ЖУРНАЛИСТ
Private Club
Старожил
Migalki Club
Меценат
Регистрация
25/3/16
Сообщения
4.625
Репутация
8.866
Реакции
22.633
RUB
0
Сделок через гаранта
4
Депозит
3 500 рублей

Минюст вложит 230 млн рублей в чат-бот для юридических консультаций​


027FD5D5-C432-4021-BB23-58BC8BA97602.png

В рамках программы цифровизации Минюст планирует создать интеллектуального голосового и чат-бота, который будет бесплатно консультировать граждан по юридическим вопросам. «Цифровой юрист» обойдется бюджету в 230 млн руб. до 2023 года. В России уже сейчас есть коммерческие боты, которые могут решить конкретные юридические задачи и составить простые документы по шаблону, говорят эксперты. Но работа таких систем, по их мнению, в основном сводится к поиску нормативно-правовых актов, с чем справляются и обычные поисковые системы.

“Ъ” ознакомился с ведомственной программой цифровой трансформации Минюста, которая опубликована на сайте ФГИС КИ. Министерство планирует потратить на внедрение цифровых технологий около 908,5 млн руб. до 2023 года. Одним из проектов в этой области должен стать сервис «Цифровой юрист», на создание которого их бюджета планируется потратить 230 млн руб., следует из документа.

«Цифровой юрист» — это текстовый и голосовой бот, который будет оказывать юридические консультации на основе актуального правового поля и поможет найти нужные нормативно-правовые акты, объяснили в Минюсте.
В отличие от существующих сервисов юридической консультации, система обучена на массиве нормативно-правовых актов РФ, говорят в министерстве.
Она может использоваться на любых информационных ресурсах, как государственных, так и коммерческих. Весь функционал «Цифрового юриста» будет для пользователей бесплатным, заверили в Минюсте. По расчетам министерства, в 2023 году число пользователей системы составит около 20 млн.

Перед «Цифровым юристом» стоят амбициозные цели, считает адвокат коллегии адвокатов «Делькредере» Максим Степанчук. Помимо того, что с нуля планируется собрать масштабную пользовательскую базу, у автоматического помощника должно быть 100 тыс. ответов и 100 тыс. голосовых диалогов, отметил он. Минюст планирует считать каждого зарегистрированного в системе пользователя за потребителя услуги «Цифровой юрист», отметил господин Степанчук. Но совершенно очевидно, что не все зарегистрированные пользователи будут обращаться к системе в течение года, добавляет он. Поэтому, считает эксперт, увидеть реальную востребованность системы будет сложно.

Заложенных на проект 230 млн руб. может быть как достаточно, так и нет, говорит руководитель департамента по работе с клиентами и партнерами Just AI Светлана Захарова.
По ее словам, для создания простых ботов для крупного и среднего бизнеса может потребоваться 10–20 млн руб. в течение трех лет. «Но эта сумма чаще всего не включает услуг команды поддержки проекта, не имеет поправки на объем трафика запросов в бот и не учитывает интеграций с IT-системами компаний»,— уточняет она. И подобный ассистент, по ее словам, закрывает какое-то одно направление деятельности компании. «Что же касается масштабных всероссийских проектов, бюджеты начинаются от 200–300 млн руб. в зависимости от сложности реализации»,— добавляет Светлана Захарова.

По словам члена комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Павла Лавренкова, в стране уже есть коммерческие юристы-боты, которые могут консультировать граждан и составлять простые юридические документы. Есть, по его словам, и системы анализа документов, позволяющие подбирать релевантные нормативные акты и судебную практику по тексту документа. «Но такие программы обычно направлены на решение какой-то одной конкретной проблемы пользователя, будь то консультация по заранее известной теме или составление документа по заданному шаблону»,— уточнил эксперт.

Сейчас полноценного бота, дающего осмысленные юридические консультации, в России нет, считает эксперт Moscow Digital School Ефим Казанцев. «Попытки прикрутить различных по степени интеллектуальности ботов к правовым базам знаний не раз предпринимались»,— отмечает он. Но в большинстве случаев, по мнению эксперта, такие системы представляли собой лишь поисковой интерфейс по базе нормативных актов и судебной практики. В то же время обычные поисковики в интернете до сих пор остаются наиболее удобным механизмом для этого, считает Ефим Казанцев: они бесплатны, доступны с любого устройства и справляются с поиском подходящих материалов не хуже специализированных систем.
 
Сверху Снизу