Учитывать расходы по цессии при расчете НДФЛ теперь надо.

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
50.772
Репутация
61.675
Реакции
269.807
RUB
0
Как бы налоговики не сопротивлялись. Ранее позиция Минфина и ФНС была категорична и настаивала на том, что расход учитывать не надо, а надо учитывать только доход. Данный подход был даже закреплен в письме Минфина № СД-4-11/3065@ от 10.03.2021, в котором сообщалось (цитата):
«….при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
В соответствии с принципом, установленным статьей 41 Кодекса, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
В то же время положений, предусматривающих уменьшение суммы выплаты, право требования на которую перешло физическому лицу по договору цессии (переуступки права требования), на сумму расходов, понесенных указанным физическим лицом на приобретение такого права, главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса не предусмотрено….»

Позиция формально законная, но противоречащая здравому смыслу.
Но теперь налогоплательщикам не придется платить лишний налог при уступке имущественных прав по договору цессии и базу по НДФЛ стало возможно уменьшать на расходы. То есть платить налог только с разницы.
Причем прямо нормами НК такое уменьшение не предусмотрено, но судебная практика стала складываться иначе, что ФНС приходится учитывать.
Новая практика правоприменения нашла свое отражение в свежем письме ФНС № СД-19-11/11@ от 19.01.2021 (текст данного документа ниже). В частности в нем говорится, что хоть НК прямо и не предусматривает уменьшение дохода на расходы, но уменьшить все-таки возможно.
По статье 41 НК налогооблагаемой базой является экономическая выгода в виде разницы между доходом, полученным по договору уступки права требования, и суммой платежа, на основании которого такое право приобретено.
То есть цедент, получив деньги от цессионария, заплатит НДФЛ не со всей суммы, а с разницы между доходом и расходом.
________________________________________


gerb-rf-2.png

Федеральная налоговая служба: Письмо № СД-19-11/11@ от 19.01.2022
Вопрос: Об НДФЛ при уступке прав требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию).
Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от 18.10.2021 и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
При уступке прав требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) у физического лица — цедента возникает доход в размере полученных от цессионария денежных средств, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
В силу пункта 3 статьи 210 Кодекса основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 — 221 Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 и подпункту 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса учет произведенных налогоплательщиком расходов при уступке прав требования предусмотрен только в отношении договоров участия в долевом строительстве (договоров инвестирования долевого строительства или других договоров, связанных с долевым строительством).
Возможность учета физическими лицами расходов по сделке уступки права требования (цессии) в рамках иных договоров при определении налоговой базы при получении доходов в виде денежных средств, поступивших цеденту от цессионария, статьями 218 — 220 Кодекса прямо не предусмотрена.
Вместе с тем согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для целей уплаты налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
Учитывая сложившуюся судебную практику, а также в связи с отсутствием специальных норм, устанавливающих порядок определения налоговой базы при переуступке права требования долга, в частности, по договору банковского вклада, в силу положений статьи 41 Кодекса налогооблагаемой базой в данном случае, по мнению ФНС России, является экономическая выгода в виде разницы между доходом, полученным по договору уступки права требования, и суммой платежа, на основании которого такое право приобретено.
Данные разъяснения содержат общий порядок применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части налогообложения доходов физических лиц, который не учитывает конкретные обстоятельства и условия.
При рассмотрении вопроса о правильности определения налогоплательщиком размера налоговой базы и реализации им прав на налоговые вычеты, на исключение доходов из объекта налогообложения (освобождение от налогообложения) налоговые органы оценивают всю совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и конкретные документы, представленные налогоплательщиком для подтверждения права на вычеты и (или) освобождения от налогообложения.
Учитывая, что Вами не представлены документы и сведения, необходимые для оценки конкретных обстоятельств, дать исчерпывающие разъяснения по существу поставленного вопроса не представляется возможным.
Одновременно ФНС России информирует, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации.
В этой связи с вопросами и предложениями в части изменения налогового законодательства Вы вправе обратиться в Минфин России.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса
Д.С.САТИН









 
Сверху Снизу