Жилищный вопрос до революции. Что расскажут картины

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
50.772
Репутация
61.675
Реакции
269.793
RUB
0


Рассказ сегодня будет о всегда актуальном жилищном вопросе на примере двух столиц. Давайте именно с этой точки взглянем на картины русских художников. Где жили герои, и сколько им это стоило.
Но надо заметить, что в то время и нормы другие были другие, и представления о гигиене, а еще понятие бедности и богатства воспринимались иначе. Шуточки про тесноту квартиры-студии у многих вызвали бы недоумение, особенно в крупных городах. При этом между столичным Петербургом и Москвой были и общие черты, но и существенные различия.
Как не трудно догадаться, общим было обилие приезжих. Но значительно отличался их качественный состав. В Москву чаще ехали крестьяне и небогатые слои населения. Как правило приезжие шли в отрасли с менее квалифицированным трудом, а также в торговлю, общепит (например, особенно много было в трактирах работников из Ярославской губернии). Число иностранных граждан было небольшим. Многие приезжие старались закрепиться и остаться на пмж, поэтому старались приобрести хоть какое-то жилье, накопить хоть на халупу на глухой окраине, но свою. В Петербург люди ехали с самыми разными целями, среди приезжих было больше квалифицированных кадров, иностранцев, а еще людей, пожаловавших сюда по долгу службы или исключительно ради карьерных амбиций, так как «головные офисы» многих организаций и ведомств находились именно в столице. По этой причине многие приезжие не воспринимали Петербург как свой постоянный дом и не стремились приобретать тут жилье. Большинство проживало на съемной жилплощади. Добавляла проблем и сама ее дороговизна. Для небогатых граждан покупка жилья была не по карману, а люди состоятельные просто не видели смысла в покупке дорогущей столичной квартиры, потому что считали своими домами в первую очередь свои имения, в которые и вкладывались. Поэтому рынок аренды в Петербурге был развит намного сильнее. Основная масса съемного жилья была в так называемых доходных домах, которые были на самый разный кошелек.



Сергей Грибков "У столика" (1879)



Владимир Маковский "Друзья-приятели" (1878)
Состоятельный холостяк чаще всего снимал квартиру с тремя комнатами, люди семейные с 4-7. В хорошую холостяцкую квартиру входила спальня, гостиная, столовая, иногда кабинет, комната для прислуги. У более "скромного" жильца столовая и гостиная могли быть совмещены. В семейных квартирах к этому прилагались помещения для детей, . Дети часто селились все в одну детскую комнату, персональные комнаты для детей были редкостью. Примерно такую холостяцкую мы видим на картине Маковского. А вот успешный чиновник "у столика" живет в жилище намного роскошнее (у меня был разбор этой картины в одном из предыдущих постов).
Хорошая квартира в приличном районе в конце 19 века обходилась петербуржцам от 2000 до 5000 рублей. Но бывали и более дорогие варианты. Пушкин хвастался, что на деньги, которые стоит годовая аренда его квартиры на Мойке (4300 руб в год), можно купить в собственность дом в Коломне, тогда это был фактически пригород (речь о местной, а не московской Коломне). В начале века курс рубля был практически вдвое выше, чем в конце века, так что это было реально много. Жил он, правда, не в типовом доходном доме, а особняке, разбитом на квартиры под сдачу. Не удивительно, что даже со своими высокими гонорарами он оставил после себя огромные долги. В Москве хорошая квартира стоила обычно от 1200 до 4000 рублей. Ну и дальше по убывающей в зависимости от запросов нанимателей. В среднем семья с детьми, относящаяся к среднему классу и выше тратила на аренду от 70-80 рублей в месяц. Примечательно, что в начале 19 века многие доходные дома не имели четкие границы квартир. Были просто комнаты в виде анфилады (проходные типа как вагон), иногда две параллельные анфилады, одна окнами на улицу, другая во двор, и двери между ними тоже были. Поэтому жилец мог снять квартиру хоть из 4 помещений, хоть из 10. Двери в остальные помещения анфилад просто закрывали. Другие желающие заехать "нарезали" себе как пирог квартиру из оставшихся помещений. Ну а дальше жилец мог обставлять квартиру и выбирать планировку на свой вкус. Где хочет спальню, где хочет технические помещения. Водопровода даже в элитных домах не было, поэтому в этом плане привязки и ограничений не было. Когда водопровод стал появляться в домах, квартиры стали разграничивать. Хорошая семейная квартира на картине Алексея Корзухина "Разлука". Семья с картины Максимова "Шитье приданого" (1866) живет победнее. И комната (по обстановке это столовая) теснее, и мебель проще. Но большинство людей такой "бедности" бы позавидовали.



Сергей Грибков "Дедушкин фрак"



Илларион Прянишников, без названия, 1880-е
По результатам переписи численность населения Москвы в 1882 году составила 753,5 тысяч человек и только 26 % родились в ней, а остальные были «понаехавшие». В Петербурге местных было 29%. Ну а пока люди не имели своего жилья, они часто готовы были жить в самых плохих условиях. 35 000 промышленных рабочих ночевало в тех же зданиях, где и работали, и только 22 000 ютились где-то еще. Из ремесленных работников при мастерских же жили 18 000. Около 2000 людей квартировались при общественных и присутственных местах. 20 000 рассредоточились по постоялым дворам и гостиницам.
Но надо заметить, что само понятие гостиница было шире современного. Часто это было нечто типа общаги. Длинный коридор, вдоль него ряд комнат, где люди могли жить месяцами и даже годами. Готовили себе там же или покупали еду в общепите, удобства в лучшем случае на этаже. Также были еще меблированные комнаты, они не сильно отличались по устройству. Стоили от 30 копеек в день. Были и просто недорогие квартиры, в которых иногда не было кухни, иногда своего коридора, а иногда и того и другого. То есть граница тут часто была условная, и в целом напоминало как раз квартиры-студии. На картине Иллариона Прянишникова типичный интерьер дешевых меблированных комнат. На картине Грибкова "Дедушкин фрак" обстановка поприличнее, но тоже похоже.



Василий Перов "Приезд гувернантки в купеческий дом"



Иван Богданов "За расчетом"
Был еще достаточно внушительный частный сектор. Были даже одноэтажные доходные дома на пару квартир. Качество жилья в частном секторе было самое разное. Были и халупы, были весьма неплохие и добротные дома. Отдельная история - купеческие дома. На первом этаже обычно располагался магазин, выше жило все семейство. В частном секторе купеческие дома обычно были за забором, магазинов там не было, зато там часто был склад товаров. были скромные домики, были с потугами на роскошь по принципу дорого-бохато.



Павел Федотов "Свежий кавалер"



Николай Шильдер "Искушение " (185?)
Земля в Петербурге была дороже, поэтому дома лепили выше. В Москве на тот момент большая часть зданий не превышала 2-3 этажей, поэтому самая дешевая жилплощадь была в подвалах. В Петербурге здания были выше, поэтому на верхних этажах. В первую половину 19 века самый престижный этаж -второй, к концу века - третий. Причины - появление лифтов в хороших домах, а еще увеличение числа уличного транспорта. Поэтому кстати на картинах или в литературе, где авторы хотели подчеркнуть бедность героев, их соответственно, помещали в Москве в подвал, а в Петербурге на верхний этаж или чердак. Свежий кавалер Федотова живет высоко, бедная девушка, искушаемая сводней из моего предыдущего поста, в подвале.
Кто не мог снять квартиру или комнату даже в недорогом доме, мог снять каморку — маленькую комнату без окна, по факту как большой чулан. Иногда можно было снять угол — это просто часть комнаты, отделенная шторкой, а иногда просто койку. А иногда даже полкойки, иногда половину сдвоенной койки и делить ее с часто посторонним человеком. Иногда даже койку вскладчину снимали и спали в ней посменно, если работали с разным графиком.
Обычно не все жилище, а его часть (иногда малую) сдавали люди, которые снимали само целиком помещение, в художественной литературе это упоминается не раз как «нанять от жильцов». Иногда в дешевых домах на таких условиях и на небольшой площади набивались сотни людей. Образовывались настоящие трущобы. В Москве они концентрировались в основном в районе печально известной Сухаревки, в Петербурге возле Сенного рынка. Символом петербургских трущоб стала знаменитая «Вяземская лавра», комплекс из нескольких доходных домов, где в ужасных условиях проживало несколько тысяч человек.
Ну а кто не имел денег совсем, мог попытаться попасть к ночлежку. Были и бесплатные (но туда трудно было попасть), иногда за пару копеек.



Владимир Маковский "Ночлежный дом" (1889)




 
Сверху Снизу